Персональный сайт учителя физики

Лукьяновой Ольги Владимировны.

Кейс-технология на уроке физики в 8 классе.

Кейс-метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

 

Сценарий занятия

1. Тема учебной ситуации.
Проблема тепловых двигателей.

2. Возраст учащихся, на которых рассчитан сценарий.
8 класс.

3. Тип содержания образования.
В школе мыследеятельностной педагогики разработано содержание образования, позволяющее передавать детям способы работы с социокультурными проблемами и тем самым формировать у них проблемное мышление. Традиционная система обучения не предполагает работы с деятельностью учащегося, она просто передаёт знания. Сегодня необходим деятельностный способ работы со знанием.

На традиционных уроках физики ученик получает от учителя алгоритмическое предписание (при решении задач, выполнении лабораторной работы) и достаточно уверенно чувствует себя в стандартной ситуации. Стоит учителю изменить учебную ситуацию (вместо количественной задачи дать качественную), ученик теряется, не может решить проблему, справиться с незнакомой ситуацией.

В педагогической науке и практике сложилось устойчивое представление о необходимости активизировать «мыслительную деятельность обучаемых», формировать нестандартные подходы к решению проблем, развивать творческое мышление. Создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения в процессе обучения (проблемных ситуаций) и их разрешение считается эффективным средством при обучении различным дисциплинам.

4. Технология, обеспечивающая основное содержание.
Учитель предлагает учащимся кейс (конкретные, проблемные ситуации, опубликованные в разных средствах массовой информации), содержащий информацию по теме «Тепловые двигатели». Учитель фиксирует проблемы, с которыми заранее учащихся не знакомит.

Основной метод решения проблемной ситуации состоит в том, что участники делятся на группы, представляющие различные заинтересованные стороны, например: производители, потребители, экологи. Несмотря на наличие единого предмета обсуждения, разные его участники имеют в виду совершенно разные стороны данного предмета. Проблемная ситуация называется ещё ситуацией катастрофы, так как её участники внезапно осознают: разные точки зрения участников по поводу единого предмета отрицают друг друга. При этом участники, безусловно, понимают друг друга и в процессе постановки проблемы усваивают своеобразную и сложную технику: видеть один и тот же предмет одновременно с разных позиций.

5. Единица содержания (дидактическая единица), освоение которой предполагается в ходе занятия (описание, схема).
Единицей содержания является мыследеятельностное образование, приращение способностей учащихся индивидуально и в группе анализировать информацию, сортировать её, выявлять ключевую проблему, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные пути решения и формировать дальнейшую программу действий. Передача этой единицы содержания осуществляется на материале анализа кейс-ситуаций и в процессе рефлексии. Единицей анализа и проектного сценирования является ситуация учения — обучения.

6. Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц данного содержания образования, взаимосвязи с другими единицами.
Итоговое занятие по теме «Тепловые двигатели» курса «Физика-8». Дидактические единицы, обеспечивающие готовность учащихся к освоению нового.

Главный элемент проблемной ситуации — неизвестное новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания. Движение от известного к новому неизвестному.

7. Учебный материал (предметная тема или вопрос, тексты, схемы, таблицы, демонстрации, опыты, эксперименты).
Работа с кейсом. Презентация.
Раздаточный материал:

  • кейс;

  • оценочные таблицы (по группам).

Таблица критериев отображена на доске.

8. Деятельность, в которою включаются учащиеся, учебные действия, типы учебных заданий, характер задаваемых учителем вопросов.
Задание 1
«Мозговой штурм», работа в группах.
Задание 2
Выявление проблем, презентации групп.
Задание 3
Дискуссия, дебаты, персональные выступления.
Задание 4
Рефлексия, результат работы на уроке в соответствии с критериальной оценкой кейс-метода.

9. Подведение итогов занятия: на чём делается акцент при подведении итогов? В каких формах происходит подведение итогов?
Подведение итогов учителем. Решение одних проблем — это порождение новых проблем. Неоднозначность методов решения  проблем.

 

Кейс  «Проблемы тепловых двигателей»

Материалы кейса

1.Первые паровозы были созданы в Великобритании в 1803 г. (Р. Тревитик) и в 1814 г. (Дж. Стефенсон). В России первый оригинальный паровоз был построен Е.А. и М.Е. Черепановыми (1833 г.). Свыше столетия паровозы были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х гг. ХХ в., когда их повсеместно стали заменять электровозы и тепловозы. С 1956 года выпуск паровозов в СССР был прекращён, хотя они ещё эксплуатируются на некоторых малодеятельных линиях железных дорог и на промышленных предприятиях. Основная причина замены паровозов другими видами локомотивов — их низкая экономичность: КПД лучших моделей не превышал 9%, среднеэксплуатационный КПД равен 4%.
Большая советская энциклопедия

2.Для того чтобы оценить, насколько полно и выгодно используется в паровозе тепло, полученное от сжигания топлива, обычно пользуются понятием коэффициента полезного действия (КПД). Коэффициентом полезного действия паровоза называется отношение количества тепла, которое использовано на работу по перемещению паровоза и поезда (то есть полезно использованного тепла), к количеству тепла, которым располагало топливо, заброшенное в топку паровоза. КПД современного, даже наиболее совершенного паровоза обычной конструкции редко превышает 7%. Это значит, что из каждой тонны сожжённого угля на передвижение поезда расходуется только 70 килограмм. Остальные 930 килограмм буквально «вылетают в трубу», то есть для работы по передвижению поезда не используются.

Из-за чрезвычайно низкого КПД паровоза на ветер выбрасываются тысячи тонн драгоценного топлива — «чёрного золота». Продолжая великое начинание своих соотечественников, знаменитых русских механиков Черепановых, наши паровозостроители шаг за шагом повышали мощность и экономичность паровоза. Радикальное решение проблемы повышения КПД было осуществлено в начале XX века, когда на паровозах был впервые применён перегретый пар. Однако добиться заметных результатов в повышении экономичности паровозов не удалось: со времени Черепановых мощность паровоза возросла больше чем в 100 раз, скорость увеличилась почти в 15 раз, а КПД паровоза — только в 2 раза.
Википедия

3.27 октября 2010 года электромобиль lekker Mobil, конвертированный из микровэна Audi A2, совершил рекордный пробег на одной зарядке из Мюнхена в Берлин длиной 605 километров в условиях реального движения по дорогам общего пользования, при этом были сохранены и действовали все вспомогательные системы, включая отопление. Электромобиль с электродвигателем мощностью 55 кВт был создан фирмой lekker Energie на основе литий-полимерного аккумулятора Kolibri фирмы DBM Energy. В аккумуляторе было запасено 115 кВт·ч, что позволило электромобилю проехать весь маршрут со средней скоростью 90 км/ч (максимальная скорость на отдельных участках маршрута составляла 130 км/ч) и сохранить после финиша 18% от первоначального заряда. По данным фирмы DBM Energy, электропогрузчик с таким аккумулятором смог непрерывно проработать 32 часа, что в 4 раза больше, чем с обычным аккумулятором. Представитель фирмы lekker Energie утверждает, что аккумулятор Kolibri способен обеспечить суммарный ресурсный пробег до 500 000 километров.
Venturi Streamliner Sets New World Speed Record 25 Aug 2010

4.КПД тягового электродвигателя составляет 88–95%. В городском цикле автомобиль задействует около 3 л.с. двигателя. Городской автотранспорт может быть заменён на электромобили. У электромобилей пока есть один большой недостаток — необходимость зарядки аккумулятора. Процесс долгий и требует некоторого специально оборудованного пункта зарядки. Таким образом он становится непригодным для длительных и дальних поездок. Но уже разработаны технологии, позволяющие заряжать литий-ионные аккумуляторы с электродами из наноматериалов до 80% ёмкости за 5–15 минут. У гибридного автомобиля этот недостаток устранён. Заправка осуществляется по привычной схеме, обычным углеводородным топливом, тогда, когда это необходимо, и дальнейшее движение можно немедленно продолжить.
Википедия

4.Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый  месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали, а когда месяц прошёл, то оказалось, что они сделали автомобиль.

Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел колёса. Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке протекал в бак и служил для смазки механизма.

Такие газированные автомобили были очень распространены среди коротышек. Но в автомобиле, который соорудили Винтик и Шпунтик, имелось одно очень   важное  усовершенствование: сбоку к баку была приделана гибкая резиновая трубка с краником, для того чтобы можно было попить газированной воды на ходу, не останавливая машины.
Николай Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»

5.— А чем трактор Митю порадовать? — кричит папа.
— Ничем. Мы его и так каждый день творогом радуем, — говорит дядя Фёдор. — Молоко в радиатор заливаем. Он у нас скоро сливочным маслом плеваться начнёт.
Она осмотрела трактор Митю и спросила:
— А сколько у вашего трактора лошадиных сил?
Эдуард Успенский, «Проcтоквашино»

6.Снижение отрицательного влияния автомобиля на окружающую среду — важное условие построения общества устойчивого развития. Наиболее радикальный способ решения вопроса — сокращение количества автомобилей, однако количество личных авто пока продолжает увеличиваться во всем мире. В США на 1000 человек приходится 590 авто, в Швеции — 420, в Японии — 285, в Израиле — 145, в Южной Корее — 27, в Китае — 2).

Пока наиболее реальным вариантом решения проблемы является уменьшение вреда от автомобилей за счёт снижения затрат горючего. Так, если сегодня средний легковой автомобиль потребляет 6–10 литров бензина на 100 километров пути, то уже созданы двигатели легковых авто, которые расходуют всего 4 литра. В Японии компания «Тойота» готовит к выпуску модель автомобиля с расходом горючего 3 литра на 100 километров пути.

Загрязнение атмосферы автомобилем уменьшается также при замене бензина на сжиженный газ. Используются специальные добавки-катализаторы к жидкому топливу, увеличивающие полноту его сгорания, бензин без свинцовых добавок. Разрабатываются новые виды топлива автомобиля. Так, в Австралии (город Канберра) апробировано экологически чистое топливо, в составе которого 85% дизельного топлива, 14% этилового спирта и 1% специального эмульгатора, повышающего полноту сгорания горючего. Проводятся работы по созданию двигателей автомобиля из керамики, которые позволят повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов.
«Экология. Большой словарь экологических терминов и определений»

Задание для учащихся:
Проанализировать предложенные сведения, выявить основные проблемы тепловых двигателей, их причины, предложить пути решения.

 
В процессе работы учащиеся должны обратить внимание на названные ниже аспекты и дать ответы на вопросы:

  1. Низкая эффективность тепловых двигателей и значение КПД. Чем объяснить?

    Здесь участникам надо применить знания, полученные не из материалов кейса, а, например, из пройденного материала по курсу физики («Тепловые явления»).

  2. Какие существуют альтернативные двигатели для автомобилей?

    Оценить их достоинства и недостатки.

  3. Сравнить влияние каждого вида двигателя на экологию в зависимости от различных факторов. Есть ли среди известных двигателей экологически чистые и с высоким значением КПД?

  4. Как снизить отрицательное влияние автомобиля на окружающую среду (кроме вариантов решений, предложенных в кейсе)?

  5. Какие бы вы предложили способы улучшения экологической обстановки в городах?

  6. Какие пути повышения эффективности тепловых двигателей вы бы предложили?

 

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 10–11-х классов

Интеллектуально-познавательная игра "Брейн-ринг".

(Учащиеся и зрители собираются в классе. Звучит мелодия в исполнении Ванессы Мей «Шторм»)

Цель игры: проверить и углубить  знания по физике, испытать учащихся на  сообразительность и находчивость в применении знаний и умений на практике .

Учебно-воспитательные задачи игры:

  • выработать навыки работ с заданиями различного уровня сложности и форм;

  • научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

  • в игровой форме развивать у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;

Правила игры:

Игра состоит из четырех раундов. Каждый класс выставляет на соревнование одну команду из 6 человек. После проведения каждого раунда жюри подводит итоги, между раундами  проводится эксперимент и  предлагаются  вопросы зрителям, пока команды готовятся к следующему заданию.
По окончании четвертого раунда жюри подводит итоги игры и награждает победителя.

Ход игры:

Первый раунд.

В первом раунде командам предлагается ответить на 10 вопросов-тестов, за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов?

а) Леонардо да Винчи;
б) Ломоносов;
в) Кибальчич;
г) Циолковский;
д) Цандер.

2. В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека?

а) 1957;
б) 1958;
в) 1961;
г) 1963;

д) 1967.

3. Первый закон Ньютона (закон инерции) был открыт:

а) Аристотелем;
б) Ньютоном;
в) Ломоносовым;
г) Галилеем;
д) Архимедом.

4. Каков протон на вкус?

а) сладкий;
б) кислый;
в) горький;

г) соленый;
д) безвкусный.

5. Какая звезда находится ближе всех к Земле?

а) Солнце;
б) Альфа Центавра;

в) Луна;
г) Проксима Центавра;
д) Сириус.

6. Кто изобрел способ механической записи и воспроизведения звука?

а) Кулибин;
б) Эдисон;
в) Леонардо да Винчи;

г) Тиндаль;
д) Люмьер.

7. Кто открыл явление радиоактивности?

а) Беккерель;
б) Кюри;

в) Резерфорд;
г) Томсон;
д) Милликен.

8. Какая из названных ниже элементарных частиц имеет наибольшую массу покоя?

а) нейтрино;
б) электрон;

в) протон;
г) нейтрон;
д) пимезон.

9. Как называется главный оптический прибор подводной лодки?

а) спектроскоп;
б) микроскоп;
в) перископ;
г) телескоп.

10. Что меньше?

а) вершок;
б) дюйм;
в) сантиметр;
г) фут.

Пока подводятся жюри итоги I раунда, проводится эксперимент «Яйцо в бутылке» и задает вопросы зрителям и участникам команд, кто ответит верно, получает сладкое вознаграждение.

(Во время проведения опыта звучит классическая  мелодия Клинта Менселла «Реквием мечты»).

Яйцо в бутылке.

Оборудование: бутылка (молочная); яйцо, сваренное вкрутую; 2 маленькие свечки, спички.

В  горлышко бутылки вставляют очищенное яйцо с горящими свечками на верщине яйца. Через некоторое время яйцо затягивает внутрь, оно остается целым. Объясните это явление?  

(В бутылке через некоторое время сгорает кислород и свечка гаснет, воздух в бутылке начинает охлаждаться и яйцо втягивает внутрь.)

Второй раунд

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т.д.

1. О фамилии очень известного ученого.

  1. Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

  4. Он сказал: “Дайте мне точку опоры и я переверну Землю”.

  5. По легенде, ему принадлежит возглас “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

Ответ: Архимед.

2. Что это?

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

  2. Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

  4. Он всегда целенаправлен.

  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

3. О фамилии очень известного ученого.

  1. Русский ученый, положивший начало разработке общепринятой научной и технической терминологии на русском языке.

  2. Он первым в России разработал способ получения цветных стекол вместе со своим учениками создал из этих стекол панораму “Полтавская битва”.

  3. Он ввел в русский язык слово “физика”.

  4. Первый русский академик.

  5. О нем А.С. Пушкин писал: “Он создал первый русский университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.”.

Ответ: М.В. Ломоносов.

4. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

  2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

  3. С ним дружат некоторые спортсмены.

  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

  5. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

5. В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

  1. Из этого вещества на 75% состоит организм взрослого человека.

  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

  3. Его можно использовать для уменьшения трения.

  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

  5. Это вещество называют “соком жизни на Земле”.

Ответ: вода.

6. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

Пока жюри подводит итоги II раунда, проводится эксперимент « Электричество  в картошке.» и задаются  вопросы зрителям и участникам команд, за правильный ответ сладкое вознаграждение.

(Во время проведения опыта звучит мелодия Бетховена «Лунная соната».)

«Электричество в картошке».

Оборудование: картошка сырая, соединительные провода, цинковая и медная пластины, вольтметр.

В картофель вставляют цинковую и медную пластины, соединяют с вольтметром, (цинковая пластина выполняет роль «-», а медная пластина выполняет роль «+»). Вольтметр показывает напряжение, объясните это явление.

(Между пластинами создается разность потенциалов и ионы упорядоченно передают заряд от медной пластинки к цинковой.)

Третий раунд

Третий раунд включает вопросы стоимостью в 2 балла, каждая команда получает по три разных вопроса.

  1. На соревнованиях по бегу один из участников на заданной дистанции достиг скорости 9 м/с. С какой скоростью выбрасывал он при беге ступню каждой ноги?

Ответ: При ходьбе и беге каждая нога половину времени находится в движении, а половину стоит. Значит, ступня выбрасывается со скоростью вдвое большей, чем бежит спортсмен, то есть 18 м/с.

  1. У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Одна из снежинок имеет сложную резную форму. Какая из них упала с большей, а какая с меньшей высоты?

Ответ: Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она упала, так как в течение всего времени ее падения продолжается процесс кристаллизации – присоединения к ней новых частиц влаги.

  1. 2 сосуда с водой поставили на огонь. У одного из них внутренняя поверхность гладкая, у другого – шероховатая. В каком сосуде вода закипит быстрее. Будут ли термометры показывать одинаковую температуру, когда в этих сосудах закипит вода?

Ответ: Вода быстрее закипает в сосуде с шероховатой поверхностью. Это объясняется тем, что пузырьки пара быстрее всего образуются на выступающих неровных точках поверхности сосуда и температура вскипания жидкости приближается к 100 о . В сосуде с очень гладкой поверхностью образование пузырьков затрудняется, вследствие чего вода закипает медленнее. Что же касается температуры кипятка, то она одинакова и в этом и в другом случае.

  1. Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был горячий: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернетесь. И почему?

Ответ: Скорость охлаждения пропорциональна разности температур нагретого тела и окружающего воздуха. Поэтому следует сразу несколько охладить кофе, влив в него молоко, чтобы дальнейшее остывание происходило медленнее.

  1. Будет ли вода стекать с полотенца, один конец которого опущен в миску с водой, а другой свободно свешивается? Не удержат ли воду на полотенце капиллярные силы.

Ответ: Вода будет стекать со свешивающегося конца полотенца. Полотенце, намокнув, благодаря капиллярным силам будет работать как сифон.

  1. Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром. С чем это связано?

Ответ: Чтобы уменьшить испарение воды. Кроме того, множество мелких капель, оставшихся на листьях после полива, представляют собой мелкие линзы, фокусирующие солнечные лучи; поэтому при поливе днем листья могут получить солнечные ожоги.

Пока команды думают над задачами, учитель проводит эксперимент со зрителями:

(Звучит мелодия в исполнении Ванессы Мей «Шторм».

Оборудование: стакан, монета, лист бумаги.

На стол ставят стакан, на него кладут лист бумаги, а на бумагу кладут монетку, затем резко выдергивают лист бумаги, а монетка падает в пустой стакан, а не устремляется за листом бумаги, почему? Объясните.

(Сила взаимодействия монеты с листом бумаги малы. Поэтому эта сила не может сообщить им скорость в горизонтальном направлении. Они практически сохраняют состояние покоя по закону инерции.)

Четвертый раунд

В четвертом раунде команды решают шарады, каждая оценивается в 2 балла.

1. Три первые буквы на охоте
На выстрел отклик свой дают
Приставьте то к ним, чем на флоте
До дна морского достают.
Я – удивительный прибор
Для измерения глубин.

Ответ: эхо – лот, эхолот.

2. Слева направо прочитаешь –
Зимой на печке он сидит
Читай обратно и узнаешь –
Без ног по проводу бежит.

Ответ: кот – ток

3. Я важный элемент в таблице
Но стоит букве измениться –
И я всем селам, городам
Любую новость передам.

Ответ: радий – радио.

4. С “М” – единица,
С “Б” – я в больнице,
С “Р” – я на сцене,
А с “С” – на столе.

Ответ: моль, боль, роль, соль.

5. Я металл, меня ты знаешь,
Если “Б” ко мне приставишь,
Небо скрою в снежной мгле.

Ответ: уран – буран.

6. Я с полки книгу взял, прибавил “А” –
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа,
И даже в микроскоп не видно глазу.

Ответ: том – атом.

7. В планету поместите слог –
И ветер воздух всколыхнет.
Его сильнее не найти,
Он все сметает на пути.

Ответ: уран – ураган.

8. Такое время года вы любите не зря:
Хорошая погода, походы, лагеря…
Но буквы поменяй местами –
И мы предмет получим с вами.

Ответ: лето – тело.

Пока команды разгадывают шарады, зрителям предлагается угадать загадки по физике, за правильный ответ сладкое вознаграждение.

            1. Рассыпалось к ночи золотое зерно,
             Глянули поутру – нет ничего.

Ответ: звезды на небе.

            2. Ни до неба, ни до земли
Ответ:падающая звезда.

            3. Влезет в окно, Растянется как сукно,
                Не прогонишь ни пестом,
                Ни плетью, ни шестом.
                Пора придет – сам уйдет.

Ответ: свет.

             4. Вечером наземь слетает,
                 Ночь на земле прибывает,
                 Утром опять улетает.

Ответ: роса.

           5. Гуляет в поле, да не конь
              Летает на воле, да не птица.

Ответ: ветер.

        6. Летит птица орел
            Несет в зубах огонь,
            Огневые стелы пускает,
            Никто ее не поймает.

Ответ: молния.

        7. Крупно, дробно зачастил,
Продолжение »

© cool-lukyanovaov

Создать бесплатный сайт с uCoz